Дата: 24.05.2022
Как пользоваться нагрузочной вилкой для проверки аккумулятора
Чтобы поддерживать в порядке общее состояние автомобиля и не столкнуться с ситуацией, когда он резко перестанет заводиться, необходимо своевременно диагностировать состояние аккумулятора. Сделать это можно с помощью нагрузочной вилки, которая с максимальной точностью покажет уровень заряда батареи.
Что такое нагрузочная вилка
Нагрузочная вилка — это прибор, замеряющий заряд аккумулятора автомобиля. Показатель можно получить как под нагрузкой, так и без нее. Оборудование продается в специализированных магазинах запчастей для автомобиля.
Многие водители сталкиваются с проблемой, когда заряд аккумулятора показывает максимальное значение, но запуск двигателя не осуществляется. Причину поломки возможно определить нагрузочной вилкой. В процессе диагностики она создает импульс, имитирующий запуск двигателя.
Модели приборов различаются по дизайну, наличию дополнительного функционала и прочим характеристикам. Но при этом всех их объединяют обязательные детали:
- аналоговый или электронный вольтметр;
- нагрузочный резистор в форме спирали, расположен в корпусе вилки;
- наличие одного или двух щупов;
- минусовой провод и зажим.
В упрощенных моделях располагают два щупа в корпусе — один предназначен для проверки под электрическим воздействием, а второй при разомкнутой цепи тока.
У аналогового вольтметра, результат выводится стрелкой на циферблат. У более дорогих приборов установлен электронный вольтметр, в таком случае измерения будут показаны на ЖК-экране.
Основные различия между моделями:
- величина нагрузочной мощности вольтметра;
- возможность измерений батарей с различной емкостью;
- допустимая температура, пригодная для использования;
- возможный тип АКБ, пригодный для проверки аппаратом.
Функции нагрузочной вилки:
- измеряет процент заряда батареи;
- обнаруживает замкнутые пластины при их наличии;
- проводит оценку остатка емкости батареи и степень ее сульфатации;
- оценивает оставшийся ресурс.
Виды нагрузочных вилок
Модели отличаются конструкцией, мощностью и функциональностью. Параметр напряжения указывает на максимальную емкость проверяемой батареи. Также важна мощность электрического воздействия аппарата. Стандартный показатель — 100 А.
НВ-Б
Прибор универсален и подходит для диагностики всех типов аккумуляторов:
- измеряемое напряжение — 0–3 В. Для щелочных АКБ — 1,2 В, для кислотных — 2 В;
- подаваемый ток — 100 А;
- вольтметр — аналоговый, результат показывает циферблат.
BH-01
Распространенная среди водителей модель:
- измеряемое напряжение — 0–15 В;
- подаваемый ток — 100 А;
- вольтметр — аналоговый, результат показывает циферблат;
- допустимая температура использования — от +1 до + 35 °C.
Перед повторной проверкой необходима перезагрузка в течение 15 секунд.
HB-01
Недорогая и простая в использовании модель:
- измеряемое напряжение — 0–15 В;
- подаваемый ток — 100 А или 200 А;
- вольтметр — аналоговый, результат показывает циферблат;
- допустимая температура использования — от -30 до +60 °C.
НВ-03
Популярный вид прибора повышенной точности, отличается удобством использования. В комплект входят две спирали сопротивления, которые можно раздельно подключить к батарее. И за счет этого изменять подаваемый электрический ток на 100 или 200 А. Показатели для измерения:
- подаваемый ток — 100 А или 200 А;
- напряжение — 0–16 В;
- емкость батареи для проверки — 15–240 А*ч;
- вольтметр — электронный, результат выводится на ЖК-экран.
Пригоден для диагностики кислотных АКБ, генератора и стартера.
HB-04
Устройство отличается повышенной мощностью и высокой точностью измерения до 0,5%. Работает со следующими параметрами:
- подходит для аккумуляторов мощностью 12 и 24 В;
- диапазон возможного напряжения — 0–32 В;
- подаваемый ток — до 200 А;
- вольтметр — электронный, результат выводится на ЖК-экран;
- допустимая температура использования — от -20 до +60 °C.
У модели присутствует возможность проводить проверку отдельных частей системы с емкостью 2 В.
Как пользоваться нагрузочной вилкой для проверки аккумулятора
Диагностика работоспособности АКБ проводится двумя способами. Первоначально осуществляют проверку без нагрузки, а на следующем этапе — с подключением сопротивления.
Измерение без нагрузки
Цель проведения — определение состояния батареи и процента ее заряда. Измерение проводится без воздействия электрического тока. Как правильно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой:
- Зажим оборудования подключают к минусовой клемме.
- Жесткий щуп подносят к положительной клемме.
- Производят замер и фиксируют полученный результат.
Полученные параметры показывают оставшуюся емкость АКБ:
- 12,8 В — 100%;
- 12,4 В — 75%;
- 12,1 В — 50%;
- 11,9 В — 25%;
- 11,7 В и менее — 0%.
Для дальнейших этапов проверки необходим 100% заряд аккумулятора. Если измерение без нагрузки показало меньший результат, то батарею нужно зарядить и после этого провести замер заново.
Измерение с нагрузкой
Стоит учитывать, что для аккумуляторов емкостью до 90 А*ч достаточно использовать силу тока в 100 А, при больших параметрах потребуется 200 А. Для малых емкостей АКБ достаточно нагрузки силы тока в 50 А.
Как проверить АКБ нагрузочной вилкой под напряжением:
- Зажим устанавливают на минусовую клемму.
- Щуп располагают на плюсовой клемме.
- Затем жесткий щуп с усилием прижимают к токоотводу и удерживают не более 5 секунд, затем снимают показания.
Изначально показатели проседают и происходят скачки напряжения, верный результат можно зафиксировать через несколько секунд после окончания проверки.
Характеристики показывают уровень работоспособности и оставшейся мощности батареи:
- 10,8 В — 100%;
- 9,7 В — 55%;
- 9 В — 25%;
- 8,4 В и менее — 0%.
Следующую проверку можно проводить не ранее, чем через 5–10 минут. В противном случае можно частично разрядить АКБ.
Заключение
В зависимости от емкости АКБ и финансовых возможностей можно подобрать подходящий измерительный прибор. Наиболее удобны в использовании модели с электронным вольтметром. Своевременная диагностика аккумулятора поможет получить точную информацию об уровне заряда и об общей работоспособности.